Два церковных установления баптистов: крещение и Вечеря Господня

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»
Матфея 28:19

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание»
1 Коринфянам 11:23–25

Христиане различных деноминаций в той или иной форме почитают крещение и Вечерю Господню. Убеждения баптистов относительно крещения и Вечери Господней отличаются от убеждений, принятых во многих других течениях.

Эти убеждения являются ингредиентами баптистского рецепта верований и принципов практической жизни, отличающего их от других.

Крещение и Вечеря Господня являются символами

Баптисты, как правило, используют термин «установления», а не «таинства», говоря о крещении и Вечере Господней. И даже в тех случаях, когда используется термин «таинства», речь не идет о том, что какое-либо из этих действий является обязательным для спасения.

Баптисты последовательно заявляют, что крещение и Вечеря Господня — это символы, не обязательные для спасения. Тем не менее они являются важной частью практической жизни и богослужебной практики баптистов.

Поскольку крещение и Господня Вечеря имеют символический характер, важно использовать надлежащие символы. Крещение символизирует смерть, погребение и воскресение Иисуса, благодаря которым наше спасение стало возможным. Крещение также символизирует, что человек благодаря вере во Христа перешел от смерти к жизни и что он отождествил себя со смертью и воскресением Христа (Римлянам 6:3–5; Колоссянам 2:12).

Только полное погружение человека в воду в полной мере символизирует смерть, погребение и воскресение, о которых идет речь.

Точно так при совершении Вечери Господней важно использовать надлежащие составляющие и иметь правильное библейское понимание происходящего. Иисус установил Вечерю Господню во время Своей последней трапезы с учениками, празднуя с ними еврейскую Пасху (Матфея 26:26–30; Марка 14:22–26; Луки 22:14–20). Пресный хлеб и плод виноградной лозы были частью трапезы. Иисус указал, что хлеб символизировал Его тело, а плод виноградной лозы — Его кровь. Пресный хлеб символизирует чистоту Христа, так как Он был безгрешен (Евреям 4:15), и потому Его тело было непорочной жертвой за наши грехи. Сок из раздавленных виноградных плодов символизирует кровь, пролитую за нас Христом.

Принимая хлеб и чашу, ученики Христа вспоминают Его жертву на Голгофском кресте, когда Он отдал Свое тело и пролил Свою кровь за наши грехи. Баптисты верят, что Библия учит, что хлеб и плод виноградной лозы, используемые в Вечере, не являются буквальными телом и кровью Христа.

Это символы Его тела и крови. Вкушая хлеб и принимая чашу, человек не принимает в буквальном смысле плоть и кровь Христа. Участие в Вечере — это, скорее, возможность исполнить Христово повеление и вспомнить Его жертву за нас, Его присутствие с нами и Его скорый приход (1 Коринфянам 11:24–28).

Крещение и Вечеря Господня — это не просто символы

Убеждение в том, что Вечеря Господня и крещение являются символическими, не означает, что баптисты считают их несущественными. Баптисты верят, что оба эти установления имеют огромное значение.

Они важны в силу своего божественного происхождения. Они не являются человеческим творением, но даны нам Богом, чтобы помочь в провозглашении и распространении Евангелия (1 Коринфянам 11:26), а также чтобы поощрять нас к христианской жизни (1 Коринфянам 10:16–33; 11:29).

Акт крещения дает возможность крещаемому публично засвидетельствовать, что он доверился Иисусу как Господу и Спасителю и получил прощение грехов. Человек, совершающий крещение, может на основании этого опыта объяснить природу спасения и значение крещения.

Вечеря Господня предоставляет возможность и для благовестия, и для христианского роста. Вечеря трогательно подчеркивает Божью любовь, побудившую Иисуса отдать Себя в жертву за грех. Для верующих Вечеря предоставляет время для особого единения с Господом, во время которого они выражают благодарность за Его жертву, позволившую им получить прощение грехов. Поэтому Вечерю Господню также называют причастием.

Крещение и Вечеря Господня связаны с другими верованиями баптистов

Баптистские убеждения, касающиеся крещения и Вечери Господней, неотделимы от других верований. Они тесно связаны друг с другом, а также с другими драгоценными баптистскими доктринами.

Крещение и Вечеря Господня взаимосвязаны. Баптисты считают, что Вечерю Господню должны принимать только те, кто был рожден свыше и принял крещение.

Баптисты основывают свои убеждения на Библии, включая убеждения, касающиеся крещения и Вечери Господней. В Библии сказано, что новозаветные церкви практиковали крещение и Вечерю Господню — именно в таком порядке и в качестве символов. Эти церкви состояли из людей, получивших спасение и принявших крещение. Баптисты верят, что того же порядка следует придерживаться и сегодня.

Веруя в Господство Христа, баптисты основывают свои убеждения относительно крещения и Вечери Господней на учении Иисуса. Баптисты часто называют их словом «установления», потому что они были установлены или заповеданы самим Иисусом (Матфея 28:19; Луки 22:19; 1 Коринфянам 11:24–25).

Баптисты настаивают на том, что спасение дается исключительно по Божьей благодати через веру в Христа, а не по делам или благодаря обрядам (Ефесянам 2:8–9). Поэтому баптисты утверждают, что крещение и Вечеря Господня при всей своей важности не являются необходимыми для спасения.

Поскольку Библия указывает, что все верующие во Христа являются священниками (1 Петра 2:5; Откровение 5:10), для совершения крещения или Вечери Господней нет необходимости в особом священническом классе. Хотя обычно крещение и Вечеря Господня совершаются пастором церкви, совершать их может любой член церкви, назначенный для этого общиной. На Вечере Господней каждый священник-верующий — а не только председательствующий — принимает хлеб и чашу.

Связь учения о свободе души с крещением и Вечерей Господней заключается в том, что исполнение человеком каждого из этих установлений должно быть добровольным и ни в коем случае не принудительным. Баптисты последовательно выступают за свободу вероисповедания, настаивая на том, что никто не должен быть принужден к участию в каком-либо религиозном акте, например крещении или Вечере Господней.

Учение об общинном управлении и церковной автономии под Господством Христа также связано с этими двумя установлениями. В вопросе крещения каждая баптистская церковь имеет право определять для себя время и место его проведения. Что касается Вечери Господней, то каждая община решает, кто будет председательствовать на ней, как часто она будет совершаться и кто будет приглашен к участию в ней. В отношении участия некоторые церкви допускают к Вечере только своих членов, во многих общинах допускаются члены других церквей «со схожей верой и порядком», в некоторых могут участвовать все крещенные верующие. Часть церквей допускает к участию в Вечере всех, кто открыто исповедует веру в Христа как Господа и Спасителя.

Заключение

Баптисты верят, что Иисус оставил два установления, которые должны совершаться церковью: крещение и Вечерю Господню.

Каждое из них символично и очень важно, поскольку символизирует христианскую весть о благодати и спасении и связано с другими основными доктринами баптистов.

«Мы верим, что Христос оставил для Своей Церкви два таинства: крещение и Вечерю Господню, и что критериями для крещения, согласно Писанию, являются покаяние и вера, и что оно совершается только погружением, и что крещение является необходимым условием для участия в Вечере Господней».
Артикул 8. Артикулы вероучения
Ассоциации союзных баптистов, 1840 год