Баптисты и добровольное сотрудничество

«Ибо они доброхотны по силам и сверх сил… они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым»
2 Коринфянам 8:3–4

По убеждению баптистов, Библия учит, что церкви должны быть автономными, то есть независимыми от какого-либо внешнего контроля со стороны отдельных лиц или групп. Кроме того, баптисты считают, что Библия предписывает христианам участвовать в миссионерском труде, выполняя поручение Христа нести Евангелие всему миру. Одна община, какой бы большой она ни была, не может выполнить Господне поручение должным образом.

По этой причине первые баптисты столкнулись с серьезной дилеммой: как независимым общинам выполнить повеление Христа нести Евангелие всему миру, если между церквями не будут устанавливаться определенные связи, потенциально способные подорвать их автономию?

После десятилетий молитвенных размышлений баптисты определили, что решением этой дилеммы является добровольное сотрудничество между отдельными баптистами и баптистскими церквями.

Джеймс Салливан, один из выдающихся баптистских деятелей, называл эту концепцию «канатом из песка с прочностью стали».

Основы ДОБРОВОЛЬНОГО сотрудничества

Добровольное сотрудничество прочно опирается на другие убеждения баптистов. Основная тема, пронизывающая весь комплекс баптистского вероучения и принципов организации, — это добровольность и свобода. Например, баптисты верят в следующее:

Библия учит, что опыт спасения во Христе является добровольным. К вере невозможно принудить. Спасение приходит только в результате принятия верою Господа Иисуса Христа — Божий дар благодати (Ефесянам 2:8–10). Никто не может принять это решение за другого человека. И никто не может требовать принятия этого решения от другого.

Крещение является символом того, что человек добровольно посвятил себя Христу как Спасителю и Господу. Новый Завет показывает, что ни при каких обстоятельствах крещение не должно быть принудительным — оно всегда должно быть добровольным, символизирующим то, что человек по собственному желанию последовал за Иисусом Христом как Господом и Спасителем.

Решение человека стать членом церкви также должно быть добровольным. Согласно Новому Завету, членами церкви могут быть только те, кто добровольно уверовал в Иисуса. Более того, никто не должен быть принуждаем к членству в церкви.

Финансовая поддержка церкви должна быть добровольной. Финансирование церкви должно осуществляться добровольными десятинами и пожертвованиями членов общины, а не деньгами от налогообложения.

Добровольная природа церквей распространяется и на отношения общин друг с другом и с другими частями баптистской деноминации. Каждая церковь автономна и потому свободна под Господством Христа определять для себя такие вопросы, как выбор руководителей, форма проводимых богослужений и взаимоотношения с другими баптистскими организациями. Отдельные люди, религиозные организации или органы государственной власти не имеют права посягать на эту свободу.

Основы добровольного СОТРУДНИЧЕСТВА

Концепция добровольного сотрудничества между церквями изложена в Библии. В Новом Завете приводятся примеры такого сотрудничества среди первых христиан и церквей. Сотрудничество было направлено на эффективное служение нуждам людей, на поддержание общения и на эффективную миссионерскую и евангелизационную работу.

Например, апостол Павел писал церкви в Коринфе о нуждах христиан в Иерусалиме и призывал коринфян объединиться с другими церквями для добровольного сбора пожертвований, чтобы помочь удовлетворить эти нужды. Он ясно указывал на то, что это пожертвование должно быть исключительно добровольным. Он не приказывал им этого делать, с его стороны не было никакого принуждения (2 Коринфянам 8–9).

В Новом Завете также приводятся сведения о том, что вопросы, которые угрожали разделить раннехристианское движение, решались путем добровольного сотрудничества в обсуждении этих вопросов. Ни одна церковь или группа христиан не могла диктовать другим, во что им верить, но вместе они могли выработать рекомендации в результате молитвенного обсуждения. Такие рекомендации были не диктаторскими требованиями, а вежливыми и благожелательными предложениями (Деяния 15). Еще одним примером добровольного сотрудничества в Новом Завете является соглашение о том, что труд различных благовестников и миссионеров будет направлен на определенные регионы и народы. Одни специализировались на работе среди евреев, а другие — среди язычников (Галатам 2:1–10).

В Новом Завете можно найти указания на то, что первые церкви в одном и том же географическом регионе имели отношения друг с другом. Апостол Павел писал «церквам Галатийским» (Галатам 1:2). Откровение, данное Иоанну, было адресовано семи церквям в Малой Азии, каждая из которых была самостоятельной, но в то же время и связанной с другими (Откровение 1–3).

Природа добровольного сотрудничества

Добровольный характер баптистской жизни, укорененный в учении Библии, имеет очевидные сильные стороны. Однако абсолютная независимость церкви означает, что каждая отдельная церковь лишена возможности оказать столь же мощное воздействие на дело Христа, как группа церквей. Но как достичь единства и сплоченности, не жертвуя при этом добровольностью и свободой?

Ответом баптистов на этот вопрос стало добровольное сотрудничество церквей, осуществляемое в виде неформальных объединений церквей и таких организаций, как ассоциации, общества и конвенции или союзы. Однако для того, чтобы очертить этот ответ, ушло немало времени, во многом из-за подозрительного отношения баптистов к различным религиозным организациям за пределами местных общин верующих.

Первым шагом баптистов к добровольному сотрудничеству стало создание объединений и ассоциаций церквей. Филадельфийская ассоциация была образована в Америке в 1707 году. Несколько человек из баптистских церквей собрались и организовали неформальное сообщество по образцу аналогичных организаций, созданных ранее в Англии. Организаторы этой ассоциации указали с предельной ясностью, что она не имеет абсолютно никакой власти над отдельными общинами. Ассоциация существовала в первую очередь для общения и обсуждения вопросов, стоящих перед церквями. Сегодня таких ассоциаций существует сотни, и хотя они функционируют по-разному, в каждой из них принята модель добровольного сотрудничества, не подразумевающего никакой власти над отдельной церковью.

Вторым шагом на пути добровольного сотрудничества стала организация обществ. Эти общества были сосредоточены на одной цели, например, на миссионерском служении за рубежом, миссиях внутри страны или издательской работе. Отдельные лица или группы становились членами таких обществ, делая финансовые взносы. Членство было строго добровольным. Баптисты могли решать, поддерживать или не поддерживать то или иное общество. Общества по-прежнему существуют в жизни баптистов, но со временем появилась еще одна форма сотрудничества — конвенции или союзы.

Эта форма организации среди баптистов возникла в Соединенных Штатах в середине 1800-х годов. Конвенция отличается от общества тем, что ее работа направлена на поддержку различных усилий деноминации, таких как миссионерское служение, образование, благотворительность и издательская деятельность, а не на какую-либо одну сферу церковной жизни. В настоящее время существует целый ряд конвенций отдельных штатов и общегосударственных конвенций. Для совместной помощи в финансировании различных баптистских служений, например школ, учреждений по уходу за детьми и престарелыми, больниц, а также миссионерских организаций, проводящих свою работу в масштабах отдельных штатов, всего государства или мира в целом, была разработана кооперативная программа сотрудничества.

У конвенций нет власти над церквями. Баптисты имеют полную свободу входить или не входить в те или иные конвенции. Некоторые организации, функционирующие аналогично конвенциям, могут называться братствами, содружествами или союзами.

Заключение

Добровольное сотрудничество между различными частями баптистской деноминации дает возможность осуществлять эффективное служение делу Христа. Церкви добровольно объединяются друг с другом в различных организациях, таких как ассоциации или конвенции, для осуществления различных служений в гораздо более широком масштабе, чем каждая церковь могла бы осуществить самостоятельно. Такая взаимосвязь между церквями соответствуют основным убеждениям баптистов. В следующей статье этой серии мы обсудим эффективность добровольного сотрудничества и проблемы, связанные с его поддержанием.

«Одним из основных принципов работы является добровольность…
Деноминация связана воедино хрупкими организационными узами, но общий опыт, убеждения и цели, которые объединяют отдельные образования, прочнее стали”.
Джеймс Салливан
«Канат из песка с прочностью стали»