Автономия баптистских церквей: трудности и преимущества

«Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
Матфея 18:20

Принятая среди баптистов практика церковной автономии окружена широким спектром заблуждений, вопросов, угроз и проблем. Тем не менее преимущества такой автономии значительно перевешивают связанные с ней трудности.

Баптистские церкви автономны под Господством Христа. Ни один баптист или их группа за пределами поместной общины не имеют права навязывать ей вероучение или способы церковного устройства.

Ошибочные представления об автономии баптистов

Баптистская деноминация состоит из различных структур, включая поместные общины, ассоциации церквей, региональные и общенациональные союзы и конвенции, а также различные другие группы. Согласно баптистскому пониманию устройства церкви, каждая из этих структур автономна.

Однако эта автономия иногда понимается неправильно. Например, существует представление об «уровнях» баптистской жизни, таких как уровень поместной церкви, уровень ассоциации, уровень регионального союза и уровень общенациональной конвенции. В таком представлении более низкие уровни включаются в более высокие и подчиняются им. Баптистское понимание церковного устройства не таково.

Общенациональная конвенция не состоит из региональных союзов. Региональные союзы не состоят из ассоциаций церквей. Напротив, каждое из таких объединений является автономным баптистским органом. Более того, ни одна из этих структур не имеет никакой власти над другими. Например, действия, предпринимаемые общенациональной баптистской конвенцией, не имеют никакой власти над баптистскими органами штатов, ассоциациями или отдельными церквями.

Аналогичным образом церковь не имеет власти над ассоциацией, конвенцией или союзом. Более того, ассоциации и конвенции, будучи автономными, имеют право определять, кто будет принят в качестве представителей, и решать, с какими другими баптистскими организациями они будут поддерживать отношения, а с какими нет.

Некоторые вопросы, связанные с баптистской автономией

Даже при четком понимании основной концепции баптистской автономии ее применение в сложной и многогранной организации жизни баптистов не всегда однозначно.

Когда жизнь баптистов сводилась в основном к деятельности небольших общин крещеных верующих, автономия была относительно простым вопросом. С развитием баптистских ассоциаций, обществ, региональных союзов и общенациональных конвенций, а также различного рода учреждений, являющихся частью жизни баптистской деноминации, вопросы автономии стали не такими простыми, как раньше.

Например, существуют вопросы относительно автономии определенных баптистских учреждений, таких как университеты, организации по уходу за престарелыми и детьми и медицинские центры. Если все попечители баптистского учреждения или значительная их часть избираются другой баптистской организацией, например, союзом штата или национальной конвенцией, какой автономией должно обладать данное учреждение?

Некоторые вопросы автономии касаются поместных общин. Среди них вопросы, связанные с организацией новых церквей. Например, при одном из подходов подразумевается, что баптистская ассоциация, региональный союз или отдельная церковь спонсируют новую общину. Как правило, выбор пастора находится не полностью в руках только что созданной общины, а включает также организации, участвующие в ее создании. Это не считается нарушением автономии, потому что новосозданная группа еще не является полностью отдельной церковью.

Возможные угрозы для баптистской автономии

Угрозы для автономии баптистов существуют и сегодня. Они исходят как из-за пределов поместных общин, так и изнутри.

Внешние вызовы возникают тогда, когда какая-либо организация пытается диктовать церкви, во что ей верить или как проводить свое служение. Светская власть иногда пытается оказывать такое давление. Баптисты всегда сопротивлялись такому влиянию, твердо придерживаясь веры в религиозную свободу и отделение церкви от государства.

Такое давление может оказываться и со стороны баптистских организаций за пределами поместных общин. В качестве примера иногда приводятся попытки баптистских ассоциаций, региональных союзов или общенациональных конвенций заставить церкви принять определенные доктринальные положения, угрожая лишить их общения или финансовой поддержки, если они этого не сделают.

Хотя такие усилия могут ущемлять автономию поместных церквей, следует помнить, что каждая баптистская организация также автономна и имеет право определять для себя, с какими церквями она находится в общении. Более того, церковь не обязана подчиняться такому давлению — она свободна делать то, что, по ее мнению, является волей Христа для нее. Например, ассоциация может сказать «Нет» тому, что хочет церковь, но и церковь может сказать «Нет» тому, что хочет ассоциация.

Угроза для автономии возникает внутри церкви в тех случаях, когда члены церкви не придерживаются библейских принципов и поддаются давлению со стороны внешних организаций. Члены церкви должны преодолевать апатию, невежество или страх, которые заставляют их отказываться от драгоценного библейского учения об автономии общины.

Проблемы, связанные с баптистской автономией

Для позитивного функционирования автономии церквей необходимо решить ряд вопросов. Например, деноминация в целом не имеет власти в отношении проблемной церкви. Если церковь ведет себя неподобающим образом, деноминация не может требовать от нее изменения поведения или даже отказа от использования названия «баптистская церковь». Если церковь переживает внутренний конфликт, ни одна структура внутри деноминации не может ее заставить его разрешить. Если церковь оказывается в финансовом кризисе, деноминация не обязана приходить ей на помощь. Даже если церковь обращается за помощью к той или иной организации внутри деноминации, она не отказывается от своей автономии.

Еще один вопрос касается пасторов и других лиц, трудоустроенных церквями и различными баптистскими организациями. Деноминация в целом не имеет полномочий ни применять дисциплинарные меры по отношению к таким людям, ни защищать их, поскольку они трудоустроены в автономных баптистских организациях, а не в деноминации.

Еще один вызов связан с выполнением библейского требования касательно миссионерской работы, христианского образования и благотворительности. Доведенная до крайности автономия приводит к изоляционизму, который мешает церкви достичь всего, что она могла бы сделать в отношении миссионерского труда и служения.

Когда автономия интерпретируется как свобода отдельных лиц или церковных общин делать все, что им заблагорассудится, результат будет отрицательным. В центре внимания всегда должно быть Господство Христа. Отдельные люди и церкви вольны поступать так, как угодно Христу.

Баптисты всегда пытались справиться с этими возможными выпадами против автономии, практикуя добровольное сотрудничество, о котором пойдет речь в другой статье этой серии.

Преимущества баптистской автономии

Если автономия сопряжена с такими трудностями, зачем ее сохранять? Основная причина заключается в том, что автономия основана на библейской истине. Даже если бы не было никаких других причин, баптисты должны твердо придерживаться учения об автономии церквей.

Автономия также помогает баптистам жить в согласии с другими основными концепциями, такими как общинное управление, священство всех верующих и индивидуальная ответственность и дееспособность души.

Кроме того, автономия позволяет каждой отдельной общине определять, как лучше всего достигать того общества, в котором она существует, и служить ему. Автономия может повысить гибкость и креативность.

Автономия церкви подтверждает тот факт, что в баптистской церкви каждый член несет ответственность за всю церковь. Такое чувство ответственности может привести к тому, что члены церкви будут живо ощущать свою тождественность с церковью, чтобы вносить свой вклад в укрепление здоровья церкви и выполнение ее служений.

Кроме того, автономия обеспечивает защиту в случае судебных исков об ответственности. Деноминация не несет ответственности за действия поместной общины, а община не несет ответственности за действия любой другой церкви или организации внутри баптистской деноминации.

Заключение

На протяжении веков автономия баптистских церквей сохранялась ценой больших жертв. Нынешнее поколение должно всеми силами стараться передать этот библейский принцип последующим поколениям.

«Для многих баптистов автономия превратилась в анархию.
Такое происходит, когда либо церковь, либо отдельный баптист говорит: „Я могу делать все, что захочу!“ В действительности же все должны поступать так, как хочет Христос»
Хершел Хоббс
«Вера и слово баптистов»