Общинное (конгрегационное) управление церковью

«Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены»
Римлянам 12:5

Кто управляет вашей церковью? Кто выбирает руководящих священнослужителей? Кто решает, как будут расходоваться десятины и пожертвования? Кто определяет, какими убеждениями и практическими принципами будет руководствоваться ваша церковь? Кому принадлежит имущество вашей церкви? Ответы на такие вопросы определяются устройством церкви или системой церковного управления.

Что такое общинное (конгрегационное) управление церковью?

Устройство организации (например, церкви) — это набор принципов, по которым она функционирует. Эти принципы определяют такие сферы, как управление, принятие решений, структура и руководство организации. Баптисты отличаются от большинства христианских деноминаций особенностями церковного устройства и правления. Эта разница особенно заметна в том, как осуществляется управление в общинах христиан.

Одно из основных отличий баптистов от многих других деноминаций заключается в том, что никто (ни отдельные лица, ни группы людей) за пределами самой баптистской общины не имеет никакой власти над церковью в вопросах, касающихся убеждений и религиозной практики. Более того, предполагается, что все члены поместной общины имеют равные права в управлении церковью.

Баптистское управление церковью часто называют демократическим. В определенном смысле так оно и есть. При демократии все люди имеют одинаковое влияние на принятие решений. Контроль за положением дел не принадлежит какому-то одному человеку или группе людей. Так должно быть и в баптистской церкви. Одним из способов демократического управления является то, что каждый член церкви имеет право голосовать по всем вопросам во время членских собраний церкви.

Многим небаптистам (и даже некоторым баптистам) такой способ функционирования церкви кажется странным. Отдавать управление церковью в руки людей, не имеющих специальной подготовки, образования или призвания, кажется глупым. Почему же баптистские церкви решили функционировать именно таким образом?

Каковы основы общинного (конгрегационного) управления церковью?

Для баптистов убеждения не только должны быть совместимы с избранным устройством церкви — они являются для него основополагающими. А потому основные убеждения баптистов приводят их к общинному управлению.

Господство Христа. Строго говоря, баптисты не верят в демократическое управление церковью. «Демократия» — это политический термин, означающий «правление народа». Баптисты считают, что высшая власть в церкви принадлежит не народу, а Иисусу Христу. Иисус — Глава или Господь церкви (Ефесянам 4:15; Филиппийцам 2:11). Возможно, подходящим описательным термином для управления баптистской церковью будет «теодемократия», то есть Божье правление, осуществляемое всеми людьми.

Авторитет Библии.
Баптисты считают, что общинное управление лучше всего отражает практику церквей, описанных в Новом Завете. Например, важные решения должны приниматься не одним человеком или группой людей, а всеми членами церкви сообща (Деяния 6:1–6; 13:1–3; 15:22; 2 Коринфянам 8:1–13).

Спасение только по благодати через веру. Баптисты верят, что все искупленные люди пришли к спасающей вере во Христа по благодати, а не по делам, социальному положению или чему-либо другому (Ефесянам 2:8–10). У подножия креста земля ровная. Поэтому ни один баптист не может возвышаться и господствовать над другим. Таким образом, церковь должна управляться совместно всеми людьми под Господством Христа.

Индивидуальная ответственность души и священство всех верующих. Бог наделил людей способностью познавать Божью волю и следовать ей. Те, кто верой откликается на Божий благодатный дар спасения, становятся священниками-верующими (1 Петра 2:9; Откровение 5:1–10). Каждый священник-верующий имеет прямой доступ к Богу через Писание и молитву и имеет полную свободу самостоятельно под руководством Святого Духа определять Божью волю. Более того, каждый верующий входит также в число «царственного священства», в котором Первосвященником является Иисус Христос (Евреям 7–10). Такое священство — это собрание, в котором каждый священник-верующий должен искать Божьего руководства, осуществляя таким образом совместную деятельность этого собрания.

Члены церкви — только возрожденные и крещенные люди.
Баптисты твердо придерживаются библейского учения о том, что церковь должна состоять только из спасенных по вере во Христа и принявших крещение по вере через погружение. Таким образом, церковь — это собрание крещеных верующих или, говоря иначе, община священников-верующих. Управление церковью находится в руках не одного человека или небольшой группы, а всех членов церкви.

Вопросы и проблемы

Основания для общинного управления являются библейскими; они четко связаны с основными убеждениями баптистов. Однако такое устройство церкви иногда вызывает у людей вопросы.

Кто главный? В мире бизнеса часто считается, что руководство организацией — это функция президента или генерального директора. И потому естественно, что у многих такое понимание переносится и на церковную организацию. Однако, основываясь на Библии и основных баптистских доктринах, баптисты настаивают на том, что только Христос главенствует над Своей церковью и что члены церкви должны познавать волю Христа для церкви и следовать ей.

Разве пастор не имеет власти над церковью? Или диаконы? Библия указывает, что пасторы играют очень важную роль в церкви (1 Тимофею 3:1–7). Однако эта роль — не диктаторская власть, а скорее служение, духовное руководство: «Пасите Божие стадо, какое у вас… не господствуя над наследием Божиим» (1 Петра 5:2–3). Библия указывает, что на пасторах лежит большая ответственность и что члены церкви должны уважать их роль руководителей служения и относиться к ним так, чтобы они «делали это с радостью, а не воздыхая» (Евреям 13:17). Для диаконов в Библии также установлены высокие стандарты (1 Тимофею 3:8–13), но диаконы должны служить церкви, а не управлять ею.

Как должны приниматься решения? Поскольку баптистские церкви автономны, способы принятия решений могут быть разными в разных общинах. Устройство баптистских церквей подразумевает, что все решения будут приниматься на основании воли Христа для церкви и что окончательная ответственность за них возлагается на всех членов. Однако часто бывает нецелесообразно привлекать всех членов церкви к принятию всех решений. Поэтому общины следуют различным предписаниям, касающимся ведению церковных дел. Во многих церквях такие предписания предусмотрены в уставе или конституции церкви.

В некоторых церквях община делегирует ответственность за принятие определенных решений различным советам, пастору или сотрудникам. Они предоставляют рекомендации по основным вопросам на утверждение общины. Часто рекомендации советов, пастора или сотрудников сначала оцениваются диаконами и лишь затем выносятся на рассмотрение членов церкви на членском собрании.

В идеале, в членских собраниях рекомендуется принимать участие всем членам общины. Во многих церквях такие собрания проводятся периодически, например, ежеквартально; как правило, после богослужения. При решении важных вопросов жизни общины, например при выборе нового пастора по рекомендации совета, членские собрания могут проводиться вне очереди.

Не является ли такая модель управления неэффективной? Хотя такое устройство церкви в чем-то может показаться неэффективным, оно действенно, поскольку вовлекает всех членов церкви в принятие решений, касающихся жизни и служения общины. Благодаря такому представительству церковь укрепляется, люди ощущают свою принадлежность к церкви больше, чем при любой другой модели. Церковь в руках народа доказала свою эффективность в осуществлении таких целей церкви, как благовестие, ученичество и служение.

Заключение

Такой подход к управлению церковью явно идеалистичен и трудноосуществим. В следующей статье этой серии мы рассмотрим некоторые трудности, связанные с его реализацией. Баптисты верят, что, несмотря на трудности, они должны стремиться к цели общинного управления, потому что именно такой тип отвечает новозаветному примеру управления церковью и наиболее гармонично соотносится с основными библейскими доктринами, которыми дорожат баптисты.

«Любая форма устройства организации, кроме демократической, в чем-то посягает на Господство Христа»
Эдгар Маллинз
«Аксиомы религии»