Баптисты: церковное членство из возрожденных людей под угрозой?

«Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»
Ефесянам 5:5

Идеал церкви, в которой все члены являются верующими людьми, неизменно присутствует в баптистских исповеданиях веры. Баптистские богословы, пасторы и другие лидеры баптистского движения на протяжении веков не придерживались никакой другой модели, кроме модели церковной общины, в которой все рождены свыше. Это идеал. Но так ли все на самом деле?

Есть ли свидетельства того, что число действительно возрожденных членов церкви снижается?

Выдающийся баптистский историк Уильям Эстеп утверждал: «Баптисты в Соединенных Штатах подошли опасно близко к утрате своей настойчивой позиции относительно того, что членами церкви должны быть возрожденные люди».

Те, кто следит за баптистской жизнью, согласны с Эстепом. Они подтверждают этот вывод такими факторами, как огромное количество членов баптистских церквей, проживающих далеко от своих общин, а также характерные для многих членов церкви, даже регулярно ее посещающих, черты: неучастие в жизни церкви, низкий уровень финансовой поддержки, малая приверженность благовестию, миссионерской работе и служению, а также образ жизни, явно противоречащий учению Иисуса.

Конечно, эти факторы могут проявляться не в силу невозрожденного состояния членов церкви, а быть вызваны другими причинами, например, «падением» или, возможно, христианской незрелостью (1 Коринфянам 3:1–3; Ефесянам 4:11–16). И, конечно же, среди членов церкви множество замечательных посвященных последователей Христа. Однако можно предположить, что эти факторы не проявлялись бы так масштабно, если бы члены церквей были действительно рождены свыше.

Почему рушится идеал церковного членства из возрожденных людей?

Хотя такие условия в той или иной степени существовали еще со времен Нового Завета, многое указывает на то, что их частота растет. Невозможно найти простое объяснение этой очевидной эрозии такого членства в церкви, при котором членами являются только возрожденные люди. Причины варьируются от церкви к церкви. Более того, не все церкви страдают от этого в равной степени.

Одним из факторов, способствующих этой эрозии, является сверхтолерантность, преобладающая в современной культуре. В церковной жизни такая позиция может быть выражена следующим образом: «Я не вправе судить о том, обрел ли человек спасение, или он все еще находится в погибшем состоянии, и может ли он быть принят в члены церкви». В результате некоторые церкви принимают людей в члены церкви, практически не обсуждая с ними природу спасения и членства в церкви. А такое обсуждение очень важно, потому что спасение важнее, чем членство в церкви, и в идеале всегда должно предшествовать ему. Человек может знать все факты об Иисусе и «правильные ответы», касающиеся спасения (интеллектуальные знания), но при этом так и не обрести благодатный дар спасения во Христе (знание сердцем).

Оценка духовного состояния других людей должна осуществляться с усердной молитвой, смиренно и вдумчиво. Иисус предупреждал о том, что нельзя судить других, когда наши собственные грехи велики (Матфея 7:1–5; Иоанна 8:1–11). Фарисейский, суровый, законнический подход святош не служит делу Христа. Но, с другой стороны, нежелание прислушаться к тому, что Библия говорит о важности общения людей, рожденных свыше и придерживающихся учения Христа, также вредит делу Христа (1 Коринфянам 5:9–13; Ефесянам 5:1–7,27; 2 Фессалоникийцам 3:14–15; Откровение 2:18–22).

Сама природа нашего общества усугубляет проблему сохранения такого членства, при котором членами церкви являются только возрожденные люди. Например, в нашем высокомобильном и преимущественно городском обществе часто о людях, ищущих членства в церкви, известно довольно мало. Это обстоятельство, в сочетании со стеснительностью членов церкви касательно суждения о других людях, увеличивает вероятность того, что в члены церкви могут приниматься люди, которые не пережили искупления.

Еще одной причиной называют стремление к увеличению численности членов церкви. К. Э. Колтон, основываясь на своем длительном опыте пасторства, заметил: «Манипуляторские методы благовестия, применяемые некоторыми благонамеренными фанатиками, приводят к тому, что люди принимают решение присоединиться к церкви, не пережив истинного обращения».

Крещение совсем маленьких детей в церкви также может быть причиной. Иногда дети могут желать крещения по неправильным причинам (хотя в действительности такое может случиться с каждым). Но чаще всего дети хотят принять крещение потому, что крестятся их друзья, или потому, что они чувствуют давление со стороны родителей или учителей воскресной школы. Конечно, некоторые дети могут прекрасно понимать, что по причине своего греха они нуждаются в Иисусе как личном Спасителе. Когда совсем маленькие дети выражают желание принять крещение, они заслуживают внимательного душепопечительского отношения.

В прошлом многие баптистские церкви практиковали дисциплинарные взыскания с членов церкви, вызванные поведением, которое считалось противоречащим христианской жизни. Если такие люди не раскаивались, они подлежали исключению из членов церкви. Такие действия обосновывались различными местами Писания, например, Матфея 18:15–20 и 1 Коринфянам 5:9–13. Сегодня церкви, как правило, делают акцент на евангелизационной проповеди, ученичестве и христианском росте, ссылаясь на такие отрывки, как Галатам 6:1, Ефесянам 4:1–5:21 и Иакова 5:19–20. Целью обоих подходов является такое членство в церкви, при котором все члены — это возрожденные люди.

Почему снижение числа возрожденных членов церкви должно вызывать беспокойство?

Очевидное снижение числа возрожденных членов церкви должно вызывать беспокойство по ряду причин.

Пренебрежение таким важнейшим библейским учением, как членство в церкви только для возрожденных людей, может свидетельствовать об отсутствии приверженности авторитету Библии.

Баптисты настаивают на том, что церковь должна быть общиной священников-верующих. Рост христианина происходит благодаря общению с другими священниками-верующими. Когда церковь принимает в свои члены не только священников-верующих, такая община не способствует такому христианскому ученичеству, каким оно должно быть. А потому страдают все члены.

Баптисты также настаивают на том, что Христос является Господом не только отдельных людей, но и церквей. Управление баптистской церковью должно осуществляться членами церкви под руководством Христа. Если члены церкви не признают Христа Господом, то решения, скорее всего, будут приниматься без согласования с волей Христа. Это означает, что церковь будет становиться все более и более светской и мирской.

Такая мирская церковь, скорее всего, не будет уделять внимания главным целям церкви, таким как благовестие, миссионерская работа и служение. А потому без внимания могут остаться причины самого существования церкви.

Что можно сделать для успешного достижения такого членства в церкви, при котором все члены являются возрожденными людьми?

Реализация истинно возрожденного состояния в церкви — это сложная задача. Но все же кое-что можно сделать, если молитва станет главной составляющей во всем, что делается в церкви.

Церковь должна делать ударение на важности такого членства в церкви, при котором членами становятся только рожденные свыше, подчеркивая, что обретение человеком спасения всегда должно предшествовать его членству в церкви. Каждый человек должен взять на себя ответственность за оценку своего духовного состояния, отвечая на такие вопросы: «Действительно ли я пережил спасение по вере во Христа?» и «Расту ли я как христианин?». При отрицательном ответе на эти вопросы человека следует призвать обратиться за духовным советом.

В церкви должен быть реализован внимательный, вдумчивый и заботливый подход для оценки того, пережили ли рождение свыше те люди, которые желают стать членами церкви.

Кроме того, для потенциальных и новых членов церковь должна проводить эффективные занятия, на которых будет рассказано о плане спасения, важности христианской зрелости и требованиях, выдвигаемых к членам церкви. Такие занятия должны проводиться как для тех, кто присоединяется к церкви посредством открытого исповедание веры, так и для принимаемых по письму или по устному утверждению.

Заключение

Мы должны сделать все возможное, чтобы с Божьей помощью достичь библейской цели — церкви из людей, рожденных свыше. Если мы не будем пытаться этого делать, то столкнемся с ужасными последствиями и для отдельных людей, и для церквей, и для продвижения дела Христа.

«Баптисты в Соединенных Штатах подошли опасно близко к утрате своей настойчивой позиции относительно того, что членами церкви должны быть возрожденные люди»
Уильям Эстеп
«Почему баптисты?»