Баптисты верят в церковное членство из возрожденных людей

«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»
Деяния 2:47

«Где находится церковь?» Ожидаемым ответом на этот вопрос, скорее всего, будет адрес, по которому расположено церковное здание. Но церковь — это не здание. Церковь — это сообщество людей, живущих в разных местах… сообщество очень особенных людей.

Кто должен быть членом церкви?

Для описания концепции церкви баптисты используют различные термины, например, церковь верующих, церковь возрожденных, церковное собрание, добровольная церковь, церковь рожденных свыше, общение искупленных.

Какой бы ни использовался термин, смысл всегда один и тот же: церковь — это сообщество людей, которые добровольно последовали за Иисусом как Господом и добровольно объединились друг с другом под Его Господством и руководством Святого Духа.

Таким образом, баптисты считают, что членами церкви должны быть только спасенные люди. Кроме того, спасенным людям, по мнению баптистов, обязательно быть членами церкви. Хотя стать христианином — это личный ответ веры каждого отдельного человека, для того чтобы христианин мог возрастать, ему нужно общение с другими христианами. Христианская жизнь была задумана не как индивидуальный путь, а как опыт общения, причем основой для такого общения является именно церковь.

Новозаветное понятие церкви сосредоточено на поместном собрании крещеных верующих во Христа. Однако в нескольких отрывках Нового Завета словом «церковь» описывается также все сообщество искупленных всех времен (Матфея 16:18; Ефесянам 5:23–32; Колоссянам 1:18).

Хотя баптисты считают, что членами церкви должны быть только искупленные во Христе, они поощряют и приветствуют участие всех людей в различных мероприятиях церкви. Например, богослужения, группы по изучению Библии и различные служения открыты для всех желающих.

Почему членами церкви должны быть только верующие?

Для баптистов Библия является единственным письменным авторитетом в вопросах веры и практической жизни. Библия, как считают баптисты, учит, что членами церкви должны быть только те, кто родился свыше. Это новое рождение происходит не в результате простого повторения фактов, касающихся Иисуса, а благодаря искренней вере в Него (Иоанна 3:1–21).

В Новом Завете описывается церковь, которая состоит из людей, получивших спасение по вере в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. В Книге Деяний о церкви в Иерусалиме сказано так: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2:47). В новозаветных посланиях Павла к различным церквям — и в словах приветствия, и в самом содержании посланий — указывается тот факт, что церковь должна состоять из искупленных (1 Коринфянам 1:2; 12:12–31).

Идеала такого членства в церкви, состоящей только из рожденных свыше, достигать удавалось не всегда, даже во времена Нового Завета. Даже если такой тип церковного членства, где все без исключения члены рождены свыше, может быть и не осуществим практически, тем не менее это цель, к которой стоит стремиться. Поэтому баптистские церкви стараются принимать в члены церкви только искупленных.

Как баптистские церкви принимают членов в свое общение?

Членство в баптистской церкви всегда должно быть добровольным. Поэтому люди просят о том, чтобы стать членами церкви; их не принуждают к членству. Способы приема новых членов, которые практикуются в баптистских церквях, нацелены на то, чтобы членами церкви становились люди, рожденные свыше.

Когда человек, никогда ранее не бывший членом какой-либо церкви, просит о членстве в баптистской церкви, от него требуется предоставить доказательства того, что он принял Иисуса Христа своим личным Господом и Спасителем. Более того, баптистские церкви требуют, чтобы человек принял крещение по вере, прежде чем стать членом церкви. Поэтому человека, желающего стать членом церкви, просят открыто исповедовать веру во Христа и принять крещение.

Когда человек, уже являющийся членом баптистской церкви, желает стать членом другой баптистской церкви, обычно его принимают на основании его предыдущего членства. В свое время некоторые баптистские церкви выдавали «письма», в которых было указано, что человек действительно является членом церкви, и при переходе в другую церковь он брал это «письмо» с собой. Сегодня термин «прием по письму» обычно означает, что церковь, принимающая члена, связывается с другой церковью по поводу перехода одного из ее членов. Термин «приход по устному утверждению» обычно означает, что церковь, членом которой был человек, желающий присоединиться к новой церкви, больше не существует или что по ряду причин невозможно получить запись о его предыдущем членстве.

Но что делать, если человек, желающий стать членом баптистской церкви, является членом церкви, принадлежащей к другой деноминации? Баптистские церкви, будучи автономными, поступают в таких ситуациях по-разному. Действия в каждом конкретном случае зависят и от того, из какой именно церкви приходит человек, ищущий членства, и от политики самой принимающей церкви.

Как правило, если человек не был крещен через погружение по вере во Христа, баптистская церковь потребует, чтобы он открыто исповедал веру в Христа и был крещен, прежде чем стать членом церкви. Если человек был крещен по вере, но его крещение считалось обязательным для спасения, большинство баптистских церквей потребуют крещения перед приемом в члены — это делается для того, чтобы человек понимал, что крещение, при всей своей важности, не является необходимым для спасения.

Если человек был крещен по вере погружением в воду и он понимает, что его крещение было символическим свидетельством о его рождении свыше, некоторые баптистские церкви могут принять его в члены церкви без каких-либо дополнительных действий. Другие баптистские церкви попросят такого человека принять крещение в баптистской церкви.

Хотя некоторые баптистские церкви могут принимать в свои члены людей, исповедующих веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, независимо от того, были ли они крещены по вере через погружение, в большинстве церквей это не практикуется. Подавляющее большинство баптистских церквей очень серьезно относятся к важности крещения по вере через погружение.

Какие еще факторы связаны с членством в баптистской церкви?

Церкви расходятся во мнениях о том, следует ли крестить людей и принимать их в члены церкви сразу же после их исповедания веры, или необходимо какое-то время подождать. Некоторые преподают крещение очень скоро после исповедания веры. Другие требуют, чтобы желающие принять крещение, особенно если это дети в сознательном возрасте, прошли перед крещением определенную подготовку.

Некоторые церкви требуют, чтобы все люди, желающие стать членами церкви, прошли собеседование относительно их опыта спасения и готовности стать членом церкви. Иногда от новообращенных ожидается, что они будут посещать специальные занятия. А во многих церквях не практикуется ни то, ни другое.

Решение о принятии человека, просящего членства в церкви, принимается голосованием всей баптистской общины. Община голосует не по вопросу о том, спасен ли человек — это вопрос между человеком и Богом. Необходимость голосования связана с тем, что члены церкви должны участвовать в управлении баптистской общиной под Господством Христа.

Заключение

Вера в то, что членами церкви должны быть возрожденные люди, является одним из основных баптистских убеждений. Эта концепция является одним из ингредиентов рецепта верований и принципов устройства церкви, который делает «баптиста баптистом». В следующей статье мы обсудим, почему эта отличительная черта баптистов важна и как она проходит испытание практикой.

«Хотя баптисты разделяют многие основные убеждения с другими группами христиан, наш упор на том, что членами церкви должны быть возрожденные люди, является одной из наших отличительных черт»
Уоррен Макуильямс
Определение убеждений баптистов